Изначально хотел озаглавить этот пост как "Реставрация лампового усилителя ТУ-50М", но позже решил заменить первое слово. Решил заменить по той причине, что реставрация подразумевает под собой доведение объекта до полностью рабочего оригинального состояния, включая различные надписи и тому подобное. Я же, решил довести усилитель до рабочего состояния, отлично вычистив все от пыли, грязи, окислов и др., но при этом я собираюсь немного изменить электрическую схему самого усилителя.
Изменениям я решил подвергнуть лишь первые два каскада. Но, возможно, изменения коснуться и иных элементов усилителя. К такому решению я пришел после нахождения схемы усилителя на просторах интернета - все то нагромождение с тембральными фильтрами излишне. Это лишь мое мнение и оно в корне может отличаться от вашего.
К сожалению, я не сделал фотографий усилителя до разборки, поэтому могу лишь описать словами то, как он до этого выглядел. Представьте себе железяку, на которой стоит два короба, внутри которых спрятано по трансформатору, небольшая кучка, вертикально стоящих, переменных конденсаторов и полное отсутствие радиоламп. Также была вырвана вся проводка усилителя до силового трансформатора и после выходного, отсутствовали все переменные резисторы и проводники до них и после. И в завершение притрусим все это обильным слоем пыли и мазут (или какого-либо машинного масла). Самое интересно то, что внутри не оказалось ни единой паутинки.
Но хватит, пока, о грязном. Я полностью разобрал весь усилитель и вычистил каждую его деталь. Первым делом я принялся за шасси: под слоем пыли и грязи оказались следы ржавчины, а также ряд вмятин. Вмятины выправил, но ржавчину лишь удалил механическим путем - на покраску не решился. Не хотел я красить по той причине, что хотел оставить как можно больше духа того времени. Ха, дух времени в железке! Ну, что же, пусть будет так.
Помимо различных вмятин на шасси, которые я с легкостью выправил при помощи плоскогубцев и киянки, оказалось малая неприятность. Один из "пыптиков", на которые укладываются панельки радиоламп, был загнут. Довольно неудобное место: не подлезешь плоскогубцами и гаечным ключом. Они попросту не могут захватить столь малый кусок металла. Пришлось искать подходящий металлический прут, схожий на зубило и аккуратно, ничего не сломав, выгибать ударами молотка по этому самому пруту.
За описанием грязи, чистоты и выгибов забыл, вообще, хоть что-то упомянуть об усилителе. Усилитель не редок, производитель его ЛОМО. На просторах интернета встречаются фотографии различных вариантов исполнения, где присутствуют и отсутствуют различные элементы. Например, есть модификации, где отсутствует экранировка на трансформаторах и применяются иные полярные конденсаторы. Также на его основе был построен и другой усилитель: ТУ-100, где стояло два, последовательно соединенных, усилителя, одним из которых и был ТУ-50.
Усилитель: моно, двухтактный. Построен на пяти лампах (три 6Н9С и две Г-807), имеет в себе три каскада (не считая фазоинверсного). Есть три входа: два на первый каскад и один на второй. Имеет пять регуляторов, часть из которых отвечает за громкость, а остальные за тембр. На выходе имеет три разъема: "Общий", то есть земля, на 30 В и 120 В.
Также имеется интересный разъем возле выходного каскада (как раз над разъемами, описанными выше). Интересен данный разъем тем, что это панелька для радиолампы, но применяется он здесь не для ламп. Ведь на него одновременно идут проводники как с силового трансформатора, так и с выходного. Например, в том же усилителе ТУ-100 в этот разъем вставляется второй усилитель, входящий в конструкцию ТУ-100. Правда, этот разъем далеко не на каждом таком усилителе присутствует. Еще подобные разъемы наблюдаются и на различных магнитофонных приставках.
В общем и в целом шасси усилителя изначально было предусмотрено для использования в различных конструкциях. Но конструкторы, вероятно, попросту не обращали внимания на ряд законов физики, касающихся электромагнитной индукции и т.д. Здесь как в той пословице: "Смешались кони, люди...". Все перемешано: проводники идут то в одну сторону, то в другую - наводок не избежать. Шумы в усилителе будут присутствовать просто из-за особенности его конструкции.
И на этой ноте, пожалуй, я закончу. Впереди еще много работы над усилителем и текста про него. Надеюсь, что эта небольшая серия, частью которой является данный пост, будет хоть кому-то интересна.
Продолжение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий